Тамразян Анна Ашотовна
Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зренияМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №73 «Городок»
Выступление на педсовете «Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения» Подготовила: Тамразян А.А.
Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует развитию интереса к обучению, позволяет детям лучше усвоить предлагаемый материал. Поэтому и обучение пространственной ориентировке, и закрепление соответствующих навыков происходит в процессе игр и игровых упражнений. 1. Ориентировка «на себе». Игры и упражнения: «Покажи правильно» Показываю на кукле разные части тела. Дети показывают эту же часть на себе. «Покажи флажком влево, вверх, направо, вперёд» Показываем действия с предметом, а дети выполняют «Кто внимательный?» - поднимите правую руку на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку; левую руку вверх, левую руку – вниз; повернитесь направо, повернитесь налево и т. д. 2. Ориентировка «относительно себя». «Какая рука?» На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар. «Кто, где?» Встаем в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашиваю: «Кто справа от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается. «Где что лежит?» Различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предлагаем ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится. «Встань там, где я скажу!» Учить детей находить местоположение Например: встань так, чтобы Варя оказалась впереди, а Арина сзади тебя; «Кто, где находится?» На столе у ребенка картинки, на которых нарисованы от 3 до 5 игрушек, расположенных в ряд, например зайчик, лисичка, медвежонок и белочка. Задаю вопросы: «Кто стоит между зайцем и медвежонком? Между лисичкой и белочкой? Какая игрушка стоит слева от лисички. 3. Ориентировка на ограниченной плоскости. Моей главной задачей является подготовка детей к школе, а одним из направлений решения этой задачи – развитие у дошкольников навыков ориентировки на микроплоскости. Эти навыки необходимы ребенку во всех видах школьной деятельности, а особенно в ориентировке на страницах тетради, учебника, в пространстве парты, учебной доски. Поэтому важное место в коррекционно-педагогической работе занимают игры и упражнения на микроориентировку. Для детей старшего дошкольного возраста следующие игры: Игра «Что изменилось?» Предлагаю детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают «водящего», тот выходит из кабинета, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, «водящий» должен определить, что изменилось. Игра «Дрессировщик» Ребенок-«дрессировщик» указывает место расположения каждого котенка. Например: «Черный котенок – в середине, а серый – внизу справа». Дети располагают фигурки в соответствии с указаниями «дрессировщика». Эти игры могут проводиться индивидуально или с подгруппой, состоящей из двух-трех детей. Игра «Расскажи сказку» Рассказываю сказку, добавляя в содержание пересказа обозначения пространственных направлений, а ребенок располагает на фланелеграфе изображения сказочных героев. В следующий раз рассказывает сказку ребенок. Например: «Нуф-Нуф построил свой домик справа от Ниф-Нифа», «Бабушка встала за дедушкой», «Впереди Жучки стоит девочка» и т.п. Ребенок рассказывает сказку и располагает сказочных героев, обозначая в речи пространственные направления. Рассказываю сказку: «Жила-была Красная шапочка в домике вместе с мамой. Возьми и поставь их домик в середине леса. А бабушка жила от них далеко-далеко, так что домик был едва виден. Поставь домик для бабушки за лесом. Какой домик находится близко, какой далеко? Используя картинки, детям можно наглядно показать, что удалённые предметы кажутся нам маленькими, а ближние – большими. Поэтому цветок, который растёт близко, может казаться больше дома или дерева, расположенного далеко. В процессе проведения выше названных игр дети учатся практически ориентироваться на поверхности листа бумаги, на поверхности стола, на фланелеграфе, а также словесно обозначать пространственные направления в микропространстве: вверху-внизу, слева-справа, в правом верхнем (нижнем) углу, в левом нижнем (верхнем) углу, впереди справа, внизу слева. Важную роль в деятельности ребенка играет слуховое восприятие. Способность внимательно слушать и понимать звуки не возникает само по себе, ее нужно целенаправленно развивать. Лучше всего это делать в играх: 1. Игры на определение направления звука «Где позвонили?», «Узнай, кто говорит и где он находится?»; 2. Дифференциация звучащих музыкальных игрушек: бубен, барабан, дудочка, погремушка; 3. Определение силы звука: «Громко – тихо», «Громче – тише»; 4. Узнавание на слух действий, совершаемых человеком: «Графический диктант» Упражнения в тетради в клетку помогают совершенствовать умение ориентироваться при движении в заданном направлении; формировать умение находить заданную точку по ориентирам, понимать пространственное расположение: верхняя строчка, нижняя строчка, отступить влево, вправо, вверх, вниз; вырабатывать усидчивость, внимание, формировать элементы учебной деятельности; понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно. Провожу много игровых упражнений на тренировку пространственного поиска (лабиринты). В этих упражнениях развиваю умение использовать ориентиры в задачах поиска, формирую умения последовательно ориентироваться от пункта к пункту 4. Ориентировка в пространстве. Задание «Твой путь в детский сад» Ребенку предлагаю рассказать, как он идет в детский сад (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа уточняю у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др. «Выполни задание» Ребенку предлагаю : - определить местоположение отдельных предметов мебели; -что дальше, что ближе к нам ?» - определить местоположение предметов относительно друг друга; «Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате» Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают. Задание «Где что находится? - расскажи, как пройти к музыкальному залу - расскажи, как пройти на участок. «Следопыт» По рисунку-схеме группы дети находят спрятанную игрушку «Разведчики» По устной инструкции дети находят спрятанное в тайнике важное донесение. 1. Встаньте у доски, повернувшись к ней спиной. 2. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево. 3. Повернитесь налево. «Найди предметы названной формы» Я называю геометрическую форму (шар, куб и т. д., дети находят в группе предметы заданной формы. «Автомобили» По сигналу педагога дети двигаются в различных направлениях, изображая автомобили, изменяя направления движения и скорость. Приведенные игры повышают способности у детей с нарушением зрения к обобщению и улучшению ориентации в окружающей действительности. 27 февраля 2023 в 21:03
Прикреплённые файлы:Документ: Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения Описание файла:Файл называется: sertifikat-12_7ktlo.pdf Это официальный файл организации «Тамразян Анна Ашотовна», в нём содержится Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения. Размер файла: 1,35 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.