Тамразян Анна Ашотовна

Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №73 «Городок»

 

Выступление на педсовете

«Игры и упражнения для обучения ориентировке  в пространстве детей с нарушением зрения»

Подготовила:

Тамразян А.А.

 

 

 

 

 

 

 

Игры и упражнения для обучения ориентировке  в пространстве детей с нарушением зрения

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует развитию интереса к обучению, позволяет детям лучше усвоить предлагаемый материал. Поэтому и обучение пространственной ориентировке, и закрепление соответствующих навыков происходит в процессе игр и игровых упражнений.

1. Ориентировка «на себе».

Игры и упражнения:

«Покажи правильно»

Показываю на кукле  разные части тела. Дети показывают эту же часть на себе.

«Покажи флажком влево, вверх, направо, вперёд»

Показываем действия с предметом, а дети выполняют

 «Кто внимательный?»

- поднимите правую руку на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку; левую руку вверх, левую руку – вниз; повернитесь направо, повернитесь налево и т. д.

2. Ориентировка «относительно себя».

«Какая рука?»

На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар.

«Кто, где?»

Встаем в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашиваю: «Кто справа от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.

 «Где что лежит?»

Различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предлагаем ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится.

«Встань там, где я скажу!»

Учить детей находить местоположение

Например: встань так, чтобы Варя оказалась впереди, а Арина сзади тебя;

 «Кто, где находится?»

На столе у ребенка картинки, на которых нарисованы от 3 до 5 игрушек, расположенных в ряд, например зайчик, лисичка, медвежонок и белочка. Задаю вопросы: «Кто стоит между зайцем и медвежонком? Между лисичкой и белочкой? Какая игрушка стоит слева от лисички.

3. Ориентировка на ограниченной плоскости.

Моей главной задачей является подготовка детей к школе, а одним из направлений решения этой задачи – развитие у дошкольников навыков ориентировки на микроплоскости. Эти навыки необходимы ребенку во всех видах школьной деятельности, а особенно в ориентировке на страницах тетради, учебника, в пространстве парты, учебной доски.

Поэтому важное место в коррекционно-педагогической работе занимают игры и упражнения на микроориентировку.

Для детей старшего дошкольного возраста следующие игры:

Игра «Что изменилось?»

Предлагаю детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают «водящего», тот выходит из кабинета, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, «водящий» должен определить, что изменилось.

Игра «Дрессировщик»

 Ребенок-«дрессировщик» указывает место расположения каждого котенка. Например: «Черный котенок – в середине, а серый – внизу справа». Дети располагают фигурки в соответствии с указаниями «дрессировщика».

Эти игры могут проводиться индивидуально или с подгруппой, состоящей из двух-трех детей.

Игра «Расскажи сказку»

Рассказываю сказку, добавляя в содержание пересказа обозначения пространственных направлений, а ребенок располагает на фланелеграфе изображения сказочных героев. В следующий раз рассказывает сказку ребенок. Например: «Нуф-Нуф построил свой домик справа от Ниф-Нифа», «Бабушка встала за дедушкой», «Впереди Жучки стоит девочка» и т.п. Ребенок рассказывает сказку и располагает сказочных героев, обозначая в речи пространственные направления.

Рассказываю сказку: «Жила-была Красная шапочка в домике вместе с мамой. Возьми и поставь их домик в середине леса. А бабушка жила от них далеко-далеко, так что домик был едва виден. Поставь домик для бабушки за лесом. Какой домик находится близко, какой далеко?

Используя картинки, детям можно наглядно показать, что удалённые предметы кажутся нам маленькими, а ближние – большими. Поэтому цветок, который растёт близко, может казаться больше дома или дерева, расположенного далеко.

 В процессе проведения выше названных игр дети учатся практически ориентироваться на поверхности листа бумаги, на поверхности стола, на фланелеграфе, а также словесно обозначать пространственные направления в микропространстве: вверху-внизу, слева-справа, в правом верхнем (нижнем) углу, в левом нижнем (верхнем) углу, впереди справа, внизу слева.

Важную роль в деятельности ребенка играет слуховое восприятие.

Способность внимательно слушать и понимать звуки не возникает само по

себе, ее нужно целенаправленно развивать. Лучше всего это делать в играх:

1. Игры на определение направления звука «Где позвонили?», «Узнай, кто говорит и где он находится?»;

2. Дифференциация звучащих музыкальных игрушек: бубен, барабан,

дудочка, погремушка;

3. Определение силы звука: «Громко – тихо», «Громче – тише»;

4. Узнавание на слух действий, совершаемых человеком:

 «Графический диктант»

Упражнения в тетради в клетку помогают совершенствовать умение ориентироваться при движении в заданном направлении; формировать умение находить заданную точку по ориентирам, понимать пространственное расположение: верхняя строчка, нижняя строчка, отступить влево, вправо, вверх, вниз; вырабатывать усидчивость, внимание, формировать элементы учебной деятельности; понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

  Провожу много игровых упражнений на тренировку пространственного поиска (лабиринты). В этих упражнениях развиваю умение использовать ориентиры в задачах поиска, формирую умения последовательно ориентироваться от пункта к пункту

  4. Ориентировка в пространстве.

Задание «Твой путь в детский сад»

Ребенку предлагаю рассказать, как он идет в детский сад (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа  уточняю у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.

«Выполни задание»

Ребенку предлагаю :

- определить местоположение отдельных предметов мебели;

то дальше, что ближе к нам ?»

- определить местоположение предметов относительно друг друга;

  «Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»

Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают.

Задание «Где что находится?

- расскажи, как пройти к музыкальному залу

- расскажи, как пройти на участок.

«Следопыт»

 По рисунку-схеме группы дети находят спрятанную игрушку

«Разведчики»

По устной инструкции дети находят спрятанное в тайнике важное донесение.

1. Встаньте у доски, повернувшись к ней спиной.

2. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.

3. Повернитесь налево.

 «Найди предметы названной формы»

Я называю геометрическую форму (шар, куб и т. д., дети находят в группе предметы заданной формы.

 «Автомобили»

По сигналу педагога дети двигаются в различных направлениях, изображая автомобили, изменяя направления движения и скорость.

Приведенные игры повышают способности у детей с нарушением зрения к обобщению и улучшению ориентации в окружающей действительности.

27 февраля 2023 в 21:03

Прикреплённые файлы:

Документ: Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения

Описание файла:

Файл называется: sertifikat-12_7ktlo.pdf

Это официальный файл организации «Тамразян Анна Ашотовна», в нём содержится Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения.

Размер файла: 1,35 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.